находился в 5 верстах от г. Бузулука Самарской губ. В 20-х гг. XIX в. в пещерах на склоне вост. хребта Атаманских гор, неподалеку от места, где впосл. был основан Б. м., подвизались крестьянин с. Тримихайловка (Сухоречка) Н. Лоскутов, казак И. И. Гнедышев и неск. жителей Бузулука. В 30-х гг. по требованию бузулукского градоначальника они покинули пещеры, к-рые позднее передали в аренду крестьянам с. Александровка М. Чикунову и братьям П. и М. Рыжих. В 40-х гг. арендаторы обратились в Оренбургскую духовную консисторию с прошением о создании близ Атаманских гор общежительного мон-ря. Оренбургский еп. Иосиф (Богословский) подал в Святейший Синод ходатайство об учреждении обители. До офиц. открытия мон-ря П. Рыжих и 11 чел. буд. братии приняли постриг в монашество и были приписаны к различным обителям с прохождением послушания на месте устраиваемого ими нового мон-ря. На деньги бузулукского купца А. Зуева был куплен деревянный дом, к-рый перевезли на место, отведенное для мон-ря. В мезонине устроили домовую церковь, внизу - кельи; построили двухэтажный флигель с трапезной, кухней и хлебопекарней. В 1852 г. епископ новоучрежденной Самарской епархии Евсевий (Орлинский) вновь ходатайствовал перед Синодом об открытии обители. Указом Синода от 21 февр. 1853 г. был учрежден 3-классный общежительный мон-рь в честь Преображения Господня, по штату в нем полагалось 24 насельника, мон-рю передали 150 дес. земли. 4 окт. 1853 г. еп. Евсевий освятил в Б. м. теплую домовую церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (разобрана в 1879), пожертвовал обители Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе.
Первым настоятелем Б. м. стал Поликарп (Рыжих), послушник уфимского в честь Успения Божией Матери мон-ря. В марте 1854 г. его сменил старец Глинской пуст. Аполлинарий († 1864), к-рый ввел в Б. м. устав Глинской обители. Трудами игум. Аполлинария мон-рь был обнесен оградой, построены просфорный корпус, странноприимный дом, мельница и др. хозяйственные сооружения. В 1857 г. в обители заложили каменный теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 13 сент. 1861), близ к-рого был погребен игум. Аполлинарий. В 1869 г. на 2-м ярусе колокольни была устроена холодная Преображенская ц., в 1882 г. освящен деревянный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г. мон-рь обнесли с 3 сторон каменной стеной, в 1869 г. в башне на правом углу ограды открылась церковноприходская школа, в 1885 г. в ней обучалось 15 чел.
На склоне вост. хребта Атаманских гор, прилегающего к территории обители, существовал пещерный скит, устроенный по образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В 1903 г. над пещерами был построен деревянный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» с колокольней. В пещеры вели 2 входа - из Казанского и из Скорбященского храмов. В 1875 г. мон-рь посетил Л. Н. Толстой, беседовавший с монастырскими старцами. К 1903 г. Б. м. владел 769, 5 дес. земли, мельницей, рыбной ловлей на 2 озерах, фруктовым садом и пасекой, монастырский капитал составлял 24630 р. Мон-рь имел подворья в Бузулуке и Самаре. Последним настоятелем Б. м. был Димитриан (Кванин) (с авг. 1914).
Ок. 1918 г. на базе Б. м. была учреждена сельхозартель. В Казанском храме устроили токарные мастерские, Преображенский храм был разобран, кирпич пошел на строительство клуба, в Никольской ц. разместилась кузница, позднее был уничтожен Скорбященский храм. В 1929 г. на территории Б. м. образовалась коммуна, затем бывш. монастырские постройки передали колонии для беспризорников, с нач. 50-х гг. на территории Б. м. находится колония строгого режима для несовершеннолетних.